В начале XIX века  два немецких города - Золинген и Клингенталь стали мировыми центрами ручного декорирования оружия. Хотя конкурентов у немецких мастеров не было, бедность из-за наполеоновских войн заставила их перебраться в Россию, в город Златоуст, чтобы обучать русских мастеров.  Именно тогда и появилась легендарная златоустовская техника нанесения гравюры. Секрет ее был вот в чем: главным инструментом художников была игла. С ее помощью на клинке, покрытом киноварью, процарапывался узор, а затем вытравливался.  Иван Бушуев стал первым новатором, который начал менять классическую технику и вместо иглы наносил узор кистью. Впоследствии это давало клинку рельефность, т.к. остальная плоскость клинка была протравлена кислотами. Также русские мастера развили техники синения и воронения стали, добиваясь перехода цветов от сине-голубого до густо черного.  Уже к 20-м годам немецкие граверы были отстранены от производства, и русская гравировка развивалась уже самостоятельно. Впоследствии Иваном Бушуевым была основана собственная школа златоустовской гравировки на стали. Этот вид гравирования постепенно распространился на посуду, женские украшения и часы.
В наше время широко развилась отрасль лазерной гравировки, когда на поверхности предмета лазерным лучом выжигается  картинка. Толщина и глубина проникновения луча может варьироваться, поэтому изображения получаются более рельефными.